A A A
Цвет:C C C
Изображения Вкл. Выкл.

…1935 год
Город Орджоникидзе.
Окраина города. Затеречный район. Но в нем только пять школ: школа № 7 им.А.С.Пушкина, школа-семилетка № 14, начальная школа № 1, школа № 8 и осетинская школа № 16. Все в старых тесных помещениях, построенных еще до революции.

А в стране идет упорная борьба за сплошную грамотность. Старых школ не хватает, они переполнены до отказа. В классах количество учащихся приближается к пятидесяти. Занятия идут в две, а иногда и в три смены. По решению Советского правительства начинается строительство новых школьных зданий. Понимая важность поставленных задач, рабочие спешат, хотят сделать ребятам подарок к новому учебному году. Стройка идет быстрыми темпами. Словно по волшебству поднимаются новые здания, потому что в работе активное участие принимает добровольно все население города. Одна за другой, почти одновременно, в разных частях города были выстроены школы № 2, 21,26,27,28,29.
По воспоминаниям строителей, 26-я школа была построена на месте складов какого-то сельскохозяйственного учреждения. Территория нынешнего школьного двора представляла пустырь, захламленный и заросший сорняками.
С радостью встретили жители района весть, что здесь для их детей будет построена школа. Без зова пришли на помощь рабочим: расчищали пустырь, подносили стройматериалы и выполняли массу других работ, не жалея сил и времени.
И вот на небольшом пригорке среди маленьких домишек, но чуть в стороне от них поднялось двухэтажное (единственное в этом районе) очень красивое по тем временам здание.

Перед фасадом посадили тополи, которые через несколько лет поднялись до самой крыши, а во дворе росли ветвистые
липы. Здесь в хорошую погоду проводились «линейки».
1 сентября 1936 года новая школа широко распахнула двери, над которыми сияли приветственные слова «Добро пожаловать!»
Первые питомцы перешагнули ее порог, а классы и коридоры огласились звонкими и радостными детскими голосами.
Первым директором школы был Гудиев Константин Моисеевич, первым завучем Зораев Мусса Моисеевич.
Учителями начальных классов работали:

  • Такаева Нина Александровна
  • Гагиева Варвара
  • Богова
  • Козлова Елена Тимофеевна
  • Алдатов Владимир Александрович
  • Созанова Ксения Алексеевна
Учителями старших классов были:
  • Арсагов (математика)
  • Скачков Павел Васильевич (физика)
  • Авсарагова Надежда Иосифовна (осетинский язык)
  • Мамсурова Раиса Николаевна (русский язык)
  • Магометов Залун Харитонович (история)
  • Дридигер Абрам Абрамович (немецкий язык)
  • Дозаев Бига Урусханович (физика)
  • Кулов Семен Саламович (будучи еще студентом, вел уроки русского языка и литературы).

Коллектив учителей с первых дней был дружный, сплоченный. Все понимали трудности, которые их ожидали: ребята пришли из разных школ, с разной подготовкой, в классах еще не было ядра, на которое можно было бы опереться: район заселялся, появлялись приезжие из сел. Сельские ребятишки в своем развитии в те годы отставали от городских, плохо владели литературным языком, каждый нес в школу свой диалект. Не хватало учебников. Было много и других трудностей. Но все это не пугало учителей. Они были опытны и работали с огоньком.
В 1936 году в школе было 15 классов. Первые два года она была семилетней.
В 1937 году свидетельства об окончании семилетки получили Безроднова Ольга, Медоев Борис, Торчинова Елена, Чукаев Николай, Нестеренко Анна, Дзуцева Татьяна, Балаева Раиса, Хадарцев Хазби, Лутцева Любовь, Кесаев Вано (погиб), Кокаева Раиса, Канукова Дарья, Течиева Клавдия, Базоева Тамара.
Десять классов они закончили в школах № 2 и 7.
В 1937 году директором школы был назначен Магомедов Залун Харитонович, но он вскоре перешел на другую работу.
С ноября 1937 года директором стала Губиева Анна Алексеевна. В этой должности она бессменно работала око-
ло двадцати трех лет до ухода на пенсию в 1961 году. Почти четверть века своей жизни Анна Алексеевна отдала наего сил и способностей.
С 1937 по 1940 гг., а затем после перерыва, вызванного службой в рядах Советской Армии, с 1949 по 1961 гг.,
завучем работал Скачков Павел Васильевич. Он был надежным помощником директора, и вся учебная работа лежала
на нем. Он был очень требователен к учителям, учащимся, но также и к самому себе. Умел найти к каждому подход.
Эрудированный, знающий работу школы, он постоянно оказывал большую методическую помощь учителям при посещении уроков. Эти два неутомимых, беспокойных человека отдали школе много сил и труда, создали крепкий учительский коллектив, который под их руководством добивался хороших результатов в учебной и воспитательной работе.

Читать полностью...